"Big Paul" Один из самых выдающихся контрабасистов в истории джаза, Пол Чемберс-младший (Paul Laurence Dunbar Chambers, Jr.) родился 22 апреля 1935 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Сначала он освоил горн-баритон, потом тубу, а к 14 годам перешёл на контрабас. Пол начал брать уроки у басиста симфонического оркестра Детройта. А в 1954 году Чемберс уехал в Нью-Йорк по приглашению тенор-саксофониста Пола Куиничетта. В течение года он гастролировал с Джорджем Уоллингтоном, Джеем Джеем Джонсоном, Каем Уиндингом, Бенни Грином. А в 1955 году он вступил в квинтет Майлза Дэвиса и оставался с группой до 1963 года, участвуя в записи многих классических альбомов, в том числе «Kind of Blue». Одним из самых интересных примеров работы Чемберса стал первый трек этого альбома – "So What", который начинается с краткого дуэта Чемберса и пианиста Билла Эванса. Сессии «Kind of Blue» были трудными для всех музыкантов, работавших на пике своих музыкальных способностей, а исполнение Чемберса на этой записи считается одной из самых тонких и продуманных басовых партий в истории джаза. С 1963 до 1968 года Чемберс играл в трио с пианистом Уинтоном Келли и барабанщиком Джимми Коббом. Также он выступал с собственными ансамблями, причём сделал контрабас ведущим голосом своих комбо. На протяжении своей карьеры Пол выступал со многими знаменитыми джазменами. Пользуясь большим спросом как сессионный музыкант, он участвовал во множестве записей, в том числе в таких знаменитых, как «Brilliant Corners» Телониуса Монка, «Giant Steps» Джона Колтрейна и «The Blues and the Abstract Truth» Оливера Нельсона и Эрика Долфи. Его очень ценили музыканты разных направлений модерн-джаза за яркую музыкальность, техническую изобретательность, уникальное чувство гармонии и мелодический дар. Различные басовые соло Пола Чемберса, которые звучат на классических записях Рэда Гарланда, Ли Моргана, Сани Роллинза, Джеки Маклина, музыкальный педагог Джим Стиннетт записал в «трёхтомнике» "The Music of Paul Chambers". Этот сборник продолжает служить басистам во всём мире. Музыкант умер от туберкулеза 4 января 1969 года, не дожив несколько месяцев до 34 лет. За свою короткую жизнь он успел приобрести репутацию одного из лучших басистов модерн-джаза. Он обладал феноменальной техникой, а его соло, исполненные со смычком, по фразировке напоминали игру саксофониста Сани Роллинза. Чемберс довел до совершенства принцип постепенного развития аккомпанемента, начатый Джимми Блентоном. До них все басисты сразу после исполнения темы, т.е. с началом импровизации солистом, начинали играть аккомпанемент на каждую четверть вплоть до появления темы. Чемберс же во время исполнения солистом импровизации играл и половинами, и четвертями, и восьмыми нотами, чередуя их с различными ритмическими рисунками, что придавало колоссальную динамику его аккомпанементу. Чемберс практиковал импровизационное солирование не только в технике пиццикато (слэп-бас), но и смычком (арко), демонстрируя при этом одновременно виртуозное исполнение и мастерский свинг. Многие музыканты сочиняли и посвящали Полу Чемберс трибьютные композиции: Рэд Гарланд – "The P.C. Blues", Джон Колтрейн – "Mr. PC", Томми Флэнэган – "Big Paul" (композиция прозвучала на альбоме "John Coltrane and Kenny Burrell" 1958 года), Макс Роуч записал барабанное соло "Five For Paul" (на альбоме 1977 года "Impossible to Find"), Сани Роллинз также посвятил Чемберсу свою композицию "Paul's Pal", ставшую очень известной. Ландыш Рифовна #PaulChambers #JazzCalendar #ЛандышАхметгараева #Jazz #JazzBass #22AprilJazz